Цитаты из русской классики со словосочетанием «познание добра»
Нет спора, что можно и даже должно давать народам случай вкушать от плода
познания добра и зла, но нужно держать этот плод твердой рукою и притом так, чтобы можно было во всякое время отнять его от слишком лакомых уст.
Вы черпнете
познания добра и зла, упьетесь счастьем и потом задумаетесь на всю жизнь, — не этой красивой, сонной задумчивостью.
Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в
познании добра и зла?
Человек стал человеком через срывание плодов с древа
познания добра и зла.
Около Лапухи жалось странное существо: на вид это была девочка лет двенадцати, еще с несложившимися, детскими формами, с угловатой спиной и тонкими босыми ногами, но желтое усталое лицо с карими глазами смотрело не по-детски откровенно, как смотрят только отведавшие от древа
познания добра и зла.
Рядом с господом Саваофом стоит благообразный лев, по земле ползёт черепаха, идёт барсук, прыгает лягушка, а дерево
познания добра и зла украшено огромными цветами, красными, как кровь.
А теперь — знаю: Черт жил в комнате Валерии, потому что в комнате Валерии, обернувшись книжным шкафом, стояло древо
познания добра и зла, плоды которого — «Девочки» Лухмановой, «Вокруг света на Коршуне» Станюковича, «Катакомбы» Евгении Тур, «Семейство Бор-Раменских» и целые годы журнала «Родник» я так жадно и торопливо, виновато и неудержимо пожирала, оглядываясь на дверь, как те на Бога, но никогда не предав своего змея.
Кому обязаны бедные мужички
познанием добра и зла в откупной водке?
Одновременно с этим Бог пробуждает в человеке сознание его тварной свободы тем, что дает ему закон или заповедь: «И заповедал Господь Бог, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа
познания добра и зла не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17).
Не к женихам, а к
познанию добра и правды стремилась ее душа…
В этом горькие плоды
познания добра и зла.
Чтобы хотя несколько удовлетворительно отвечать на вопрос, сделанный нам в начале главы, скажем о Фрице, что, несмотря на простоту его наружности и жеманство его движений, он был лукав, как дух, прельстивший нашу прабабушку в раю [Имеется в виду библейское предание о злом духе, давшем вкусить первой женщине Еве яблоко с древа
познания добра и зла.].
«Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит?» Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно
познание добра и зла.
— Мне жениться!.. Да кто же за меня пойдет, какая-нибудь бесприданница, с разбитою жизнью, как обыкновенно говорят вкусившие от древа
познания добра и зла девицы?
Свобода первого человека Адама должна была быть истреблена в испытании
познания добра и зла, т. е. поглощена необходимостью, чтобы подлинная и высшая свобода была открыта через Абсолютного Человека — Христа.
Я продолжаю читать классиков. Дал он мне: Mon noviciat. Вот это так книжка! Je ne suis pas prude… [Я не чопорна… (фр.).] но я несколько раз бросала. Если б она попалась в руки девушке лет шестнадцати, она бы в один вечер вкусила «древо
познания добра и зла».
Черная кошка не только что пробежала через дорогу Волынской, она вцепилась в грудь ее, скребет ей сердце, душит ее. Как не идти ей за демоном-искусителем? Он манит ее плодом, который дороже для нее, чем первой женщине плод
познания добра и зла: в нем заключается познание сердца ее мужа. И когда она вкусит от него, ее рай, так же как рай Евин, должен исчезнуть.
А не годится человеку вкушать от древа
познания добра и зла…
В другой раз: в книге Бытия III, 22, бог говорит: вот человек съел плода от древа
познания добра и зла и стал таким, как мы (одним из нас); как бы он не протянул руки и не взял с древа жизни и не съел и не стал бы жить вечно.
Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие
познания добра и зла.
Шестов противополагает древу
познания добра и зла древо жизни.
Грехопадение для Шестова не онтологическое, а гносеологическое, оно связано с возникновением
познания добра и зла, т. е. с возникновением общего, общеобязательного, необходимого.
С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и вкусил от древа
познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
Познание добра и зла связано с утратой райской цельности, но путь познания добра и зла до конца должен быть пройден.
Но срывание с древа
познания добра и зла означает жизненный опыт злой и безбожный, опыт возврата человека к теме небытия, отказ творчески ответить на Божий зов, противление самому миротворению.
Такова цена свободы, свободы
познания добра и зла и свободы избрания добра и зла.
Плоды с древа
познания добра и зла оказались горьки, и горечь эта перешла в самое возникновение сознания.
И особенно горько познание этическое,
познание добра и зла.
Райское состояние означает питание с древа жизни и неведение добра и зла, мы же питаемся с древа
познания добра и зла, живем этим различением и переносим его на тот новый рай, который явится в конце мирового процесса.
О срывании с древа
познания добра и зла, о возникновении различия между добром и злом речь еще впереди.
Таким представляется результат вкушения от плодов с древа
познания добра и зла.
Возникновение
познания добра и зла имеет две принципиально различные стороны, и с этим связан парадокс генезиса добра и зла.
Закон явился в результате греха, но он бессилен вывести человека из того мира, в который он попал после того, как он сорвал с древа
познания добра и зла, он бессилен преодолеть грех даже при совершенном его исполнении, не может спасти.
Запрет же был предупреждением, что плоды с древа
познания добра и зла горьки и смертельны.
Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и
познания добра и зла.
Возможно истолкование
познания добра и зла как грехопадения.
Познание добра и зла отравило человека.
Человек пошел опытным путем
познания добра и зла и должен пройти этот страдальческий путь, но не может претендовать на рай в середине этого пути.
Одинаково ошибочно и противоречиво сказать, что
познание добра и зла есть зло и что познание добра и зла есть добро.
И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом человек начал различать и оценивать, вкусил от древа
познания добра и зла, стал по сю сторону добра и зла.
Рай в конце предполагает, что человек уже прошел через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и
познание добра и зла.
Мировая гармония без свободы, без
познания добра и зла, не выстраданная трагедией мирового процесса, ничего не стоит.
Он отказывается и от
познания добра и зла.
Или Ты забыл, что спокойствие, даже смерть человеку дороже свободного выбора в
познании добра и зла?
Только благодаря этому ложному учению, всосавшемуся в плоть и кровь наших поколений, могло случиться то удивительное явление, что человек точно выплюнул то яблоко
познания добра и зла, которое он, по преданию, съел в раю, и, забыв то, что вся история человека только в том, чтобы разрешать противоречия разумной и животной природы, стал употреблять свой разум на то, чтобы находить законы исторические одной своей животной природы.
«Для „общечеловека“, для citoyen’a, — писал Михайловский, — для человека, вкусившего плодов общечеловеческого древа
познания добра и зла, не может быть ничего соблазнительнее свободы политики, свободы совести, слова, устного и печатного, свободы обмена мыслей и пр.
Во 2‑й главе заповедь о древе
познания добра и зла, правда, предшествует созданию жены, но едва ли это можно рассматривать как изменение смысла повествования первой главы, а скорее как указание на опасность от искушения, возможного через жену.].
При изложении таинственного события в книге Бытия [После рассказа о заповеди, данной Адаму относительно древа
познания добра и зла, бытописатель продолжает (Бытия, гл.2): «18.
Неточные совпадения
Зачем заботиться о приобретении
познаний, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о
добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому духу.
— Да, да; простых,
добрых и честных людей, людей с
познаниями, с религией и с прямою душою.
Они попробовали плод древа
познания и грустно поведали о кислоте и гнилости его, похожие на тех
добрых людей, которые со слезами рассказывают о пороках друга — и им верят
добрые люди, потому что они друзья.
Жена управляющего каждодневно наведывалась в избу Григория. Истинно
добрая женщина эта употребляла все свои силы, все свои слабые
познания в медицине, чтобы только помочь Акулине. Она не жалела времени. Но было уже поздно: ничего не помогало. Больной час от часу становилось хуже да хуже.
«Соблазнам должно прийти в мир», — сказал Христос. Я думаю, что смысл этого изречения тот, что
познание истины недостаточно для того, чтобы отвратить людей от зла и привлечь к
добру. Для того, чтобы большинство людей узнало истину, им необходимо, благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.
Человек боится смерти и подлежит ей. Человек, не знающий
добра и зла, кажется счастливее, но он неудержимо стремится к этому
познанию. Человек любит праздность и удовлетворение похотей без страданий, и вместе с тем только труд и страдания дают жизнь ему и его роду.
В этом свете
добрые ангелы имеют даже
познание чувственного (των αισθητών γνώσιν), каковое они познают не силою ощущения и не физической силою, но знают это силою божественною, от которой совершенно не может скрыться ничто настоящее, прошедшее или будущее.
Разъединенные между собой, «отвлеченные» начала истины,
добра и красоты, как и соответствующие им стороны творческого сознания:
познание, искусство, подвиг воли, обречены на трагическую неутоленность.
На это могут сказать, что мое
познание самого
добра приведет к моей идее о
добре, которая войдет в общий ряд понятий и идей о
добре.
Добрые дела есть ведь также охлаждение творческого огня любви в человеческом сердце, как философская книга есть охлаждение творческого огня
познания в человеческом духе.
Задача философской этики заключается совсем не в
познании происхождения и развития нравственных идей о
добре и зле, а в
познании самого
добра и зла.
Но для определения характера этического
познания нужно сказать, что самое различение
добра и зла есть горькое различение, есть самое горькое в мире.
После того как человек вступил на путь различения
добра и зла, само
познание не есть зло.
Но любовь к
познанию или искусству, любовь к отечеству или культуре имеет нравственную ценность и должна быть признана
добром, если
добро понимать целостно.
Но не имеет никакого смысла образовывать понятия и идеи о
добре, которое не существует, как не имеет смысла беспредметное
познание, не связанное ни с какой реальностью.
И новая этика должна быть
познанием не только
добра и зла, но и трагического, ибо оно постоянно переживается в нравственном опыте и страшно усложняет все нравственные суждения.
Опыт «зла» обогащает «
добро» вследствие того творческого напряжения, которое вызывает противоречие и борьба, того
познания, которое дает путем раздвоения и поляризации, путем изживания испытаний.
Это путь испытаний, опытный путь, путь
познания на опыте
добра и зла.
С самого с начала я, разумеется, прежде всего сел с свичечкой да
добре просмаковал «Чин во явление истины», ибо, як вам уже известно, я питал огромное доверие к практицизму архиерея и непобедимейшей дерзости Вековечкина, да к тому же я не имел и иного источника для юридического
познания, як сей «Чин».
Ассоциации к слову «познание»
Ассоциации к слову «добрый»
Синонимы к словосочетанию «познание добра»
Предложения со словосочетанием «познание добра»
- – Вы можете есть плоды всякого дерева в райском саду, только от дерева познания добра и зла не ешьте.
- Наряду с легендами о древе жизни и древе познания добра и зла была распространена возникшая в X веке богомильская легенда о крестном древе.
- Здесь снова в дело вступает моральный кодекс, ставящий себе целью точное познание добра и зла.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «познание»
Сочетаемость слова «добрый»
Значение слова «познание»
Значение слова «добрый»
ДО́БРЫЙ, -ая, -ое; добр, добра́, до́бро, до́бры и добры́. 1. Расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДОБРЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «познание»
- Критика у нас считается самым лёгким ремеслом; за неё берутся все с особенной охотой, и редко кому входит в голову, что для критики нужно иметь талант, вкус, познания, начитанность, нужно уметь владеть языком.
- Никогда не умрет человеческий дух, границы его возвеличению лежат еще вне нашего познания.
- Самая большая трагедия мыслящего человека — остывание страсти к познанию.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно